Мария Руднева «Похоронное бюро “Хэйзел и Смит”»
Всем привет! Рада что вы со мной, а сегодня у меня на разборе книга Марии Рудневой «Похоронное бюро “Хэйзел и Смит”».
Это история о двух мужчинах, умеющих видеть призраков и общаться с ними, которые открыли и развивают своё похоронное бюро. Вот такую аннотацию нам предлагает один из электронных ресурсов, занимающихся распространением книги:
Книгу отнесли к жанрам детективного и городского фэнтези, но я бы сказала, что это магический реализм. Почему? Фэнтези — это всё-таки жанр, в котором встречается магия, волшебные (сказочные) существа, возможно, фантастика (ведь фэнтези вышел именно из фантастики). В истории же рассказывается о том, что в те времена (а кое-где и сейчас) в Англии было практически обычным: привидения, призраки, полтергейст, спиритизм и экзорцизм. То есть в целом — ничего, что удивило бы нас, встреться мы с подобным, на уровне: «Ой, а это что, пегас летит? Ничего себе!» Откроем бесплатную газету, которые до сих пор встречаются, и на последних полосах обязательно увидим объявления экстрасенсов, общающихся с мёртвыми и занимающихся изгнанием духов.
История начинается с того, что Мария знакомит нас с главными героями.
Первым из них (и я бы всё-таки его назвала главным, а второго — напарником главного, кем он, собственно, и является) становится Дориан Хэйзел. Ещё до начала истории он получил наследство и въехал жить в дом, который в Лондоне пользуется дурной славой, так как в нём проживает призрак очень эксцентричного похоронного агента мистера Ч. М. Блэка. И, если честно, вот этот момент меня всё время чтения ставил в тупик.
На протяжении всей книги у меня было ощущение, что есть ещё одна, являющаяся фактически приквелом к этой, потому что ну очень много отсылок к тому, о чём читателю не рассказывается, а лишь упоминается вскользь. И это отвлекало желанием бросит читать и пойти поискать сначала начало (каламбур), ознакомиться с ним, а уже потом закончить и данную книгу. Но, насколько я поняла в конце, никакой предыстории нет, потому что она рассказана читателю после эпилога… Странный вариант, но если автор так решил — это его право.
Второй герой — Валентайн Смит, который становится напарником Дориана и фактически берёт всю раскрутку агентства на себя. И вот тут это не мои впечатления, а реальное положение дел, которое отмечает и сам Дориан. Валентайн фонтанирует идеями, ищет варианты их воплощения и привносит в жизнь Дориана движение. Сам Валентайн до этого работал помощником гробовщика и прекрасно знает, что и как необходимо делать.
Ещё один момент, которого мне не хватило: возраст героев. Честно, я так и не поняла, сколько им лет, и мой мозг во время чтения предпочёл сам расставить акценты таким образом, что Дориану он дал примерно двадцать пять, а Валентайну Смиту — тридцать. То есть между ними есть разница, но связана она исключительно с полученным жизненным опытом (об этом в том числе будет рассказано в книге). Если бы про опыт ничего не было сказано, я бы предположила, что герои ровесники.
И да, здесь очень ярко выражен броманс между Дорианом и Валентайном. Я бы даже сказала, что немного с перебором, хотя с учётом внутреннего мира Дориана — а он всегда хотел стать поэтом и немного не от мира сего, — этот перебор читается очень даже органично.
Вернёмся к сюжету. Целиком его рассказывать я не буду, потому что в этом нет смысла — сама не люблю, когда мне раскрывают то, что я только собираюсь прочитать, — поэтому раскрою только завязку. Начинается всё с того, что Дориан не знает, что делать с обрушившимися на него деньгами и решает вложить их в дело — выкупить похоронный дом, который до этого принадлежал тому самому Ч. М. Блэку. В конторе своего друга юриста Найджела Фарроу Дориан знакомится с Валентайном и соглашается стать его напарником. Таким образом они объединяют дела и становятся совладельцами похоронного бюро «Хэйзел и Смит».
В целом книга изначально показалась мне собранной из отдельных рассказов, общим для которых являются только герои и то, чем они занимаются, но где-то в середине появляется линия, которая связывает их, превращая в единое повествование. И это внезапно (для тех, кто не читал аннотацию) убийства людей, имеющих общую историю в прошлом, но об этом вы, если захотите, прочитаете сами.
Действие истории, как я уже упоминала, происходит в Лондоне. Время — примерно конец XIX века, хотя это только мои предположения исходя из упоминания отдельных моментов, которые знакомы всем, кто изучал в школе историю или хотя бы читал Артура Конана Дойла.
Кстати о Дойле, с самого начала мне показалось, что книга написана языком, очень похожим на его, таким же комфортным, без лишних метафор, эпитетов и ненужных «красивостей». И Дориан рассказывает о происходящем точно так же, как это делал доктор Джеймс Ватсон. Когда начала читать, даже захотелось перепроверить свои впечатления, и я всё-таки открыла «Этюд в багровых тонах». Реально очень похоже, так что если вам нравится, как пишет Дойл, то наверняка понравится и эта история.
Что ещё я бы хотела отметить. История может показаться мрачноватой из-за постоянного упоминания мёртвых, умирающих, призраков, гробов и прочих кружащихся вокруг смерти тем. Но если откинуть их в сторону, то она довольно простая и легко читается. При этом в ней немало тех нюансов, связанных со смертью и погребением, которые действительно были распространены в то времена: постмортем-снимки, поминальные печения, траурные костюмы и так далее. Очень интересно о них читать и узнавать. И подано это не как статья из энциклопедии, а аккуратно вписано в сюжет.
Итак, история о «Похоронном бюро “Хэйзела и Смита”» написана легко, читается быстро, персонажи описаны довольно объёмно и достоверно. Я не увидела здесь ничего, что помешало бы поверить в происходящее, а для меня это очень важно. Если эта книга попадётся вам на глаза или в руки, рекомендую прочитать: пара интересных вечеров вам будет обеспечена.
P. s. Концовка может показаться легко считываемой, но это историю не портит.
А я ушла за следующей книгой. До встречи!