«Возвращение» Блейка Крауча
Странная штука, но когда я увидела имя Блейк Крауч, у меня ничего не ёкнуло, и только потом оказалось, что в моём списке «на почитать» уже года три лежит его роман «Тёмная материя». Пылится себе, сдвигаемый новыми и новыми планами в самый-самый низ списка, и даже не просится в читалку — да, он у меня в электронном виде (кажется, на Литресе в бесплатной раздаче был). Но это я увидела уже после того, как прочитала «Возвращение». Поэтому «Тёмная материя» снова сдвигается как минимум на один пункт ниже, пропустив вперёд своего брата по автору.
Итак, о чём роман «Возвращение»?
Хелена уже привыкла к постоянному чувству дежавю. Ее исследования в нейробиологии касались памяти. Ей действительно была интересна эта тема. А может, все дело в диагнозе матери, которая стремительно забывала всех и вся? Как бы то ни было, Хелена хотела сделать так, чтобы каждый человек помнил самые дорогие моменты жизни. Она без размышлений согласилась работать на неизвестного нанимателя, предложившего неограниченный бюджет.
Спустя одиннадцать лет Нью-Йорк накрывает неизвестная эпидемия. Множество людей кончают жизнь самоубийством из-за воспоминаний, которые возникают будто из ниоткуда. Синдром ложной памяти. Это уже не просто дежавю, это целая параллельная вселенная, существующая лишь в голове пострадавших. Они помнят семьи, детей, события, цвет свадебного торта — все то, чего не было никогда.
В дело вступает детектив Барри Саттон. Он расследует дело женщины-самоубийцы, страдавшей СЛП. Постепенно вникая в происходящее, Барри понимает, что игры с памятью очень опасны и могут привести весь мир к неминуемой катастрофе. Но можно ли это предотвратить?
Аннотация, конечно, очень интересная, но она не совсем совпадает с тем, что мы видим по ходу книги. История начинается 2 ноября 2018 года с того, что детектив Барри Саттон приезжает к небоскрёбу, с сорок первого этажа которого готовится прыгнуть женщина лет «около сорока» (это цитата). Барри пытается отговорить её, но женщина сообщает, что у неё СЛП — синдром ложной памяти, — и она не хочет жить, не понимая, где жизнь настоящая, а где — придуманная. В этот момент я решила, что это будет очередной роман об очередном же вирусе, сводящем людей с ума, а Барри будет искать того, кто вирус выпустил «в люди». Но…
Но дальше, 22 октября 2007 года, появляется Хелена. И поначалу не совсем понятно вот эта зацикленность автора на конкретных датах и их — дат — нелинейное расположение, однако дальше, с каждой следующей частью, всё всплывает на поверхность, потому что здесь не вирус, а своеобразное перемещение во времени. И своеобразие это заключается в том, что двигаться можно только назад, а перемещение происходит в тело тебя прошлого, более молодого, из-за чего приходится проживать жизнь заново.
Мне кажется, именно вот это стало основой для названия романа, так как весь он построен на возвращении в прошлое.
Теперь о главных героях. Здесь их двое: Хелена Смит и Барри Саттон.
Хелена Смит — молодая женщина, учёный-физик, которая исследует способности человеческого мозга в попытке решить проблему записи воспоминаний. Зачем? А затем, что у её мамы прогрессирующий Альцгеймер, и она стремительно забывает всё и всех. И это больно, настолько, что во время чтения я буквально ощутила эту боль Хелены и её отца. Но исследования не движутся, денег нет, и что делать дальше — непонятно. Поэтому когда Хелене предложили все возможные ресурсы для того, чтобы она продолжила своё занятие, я ни на секунду не сомневалась, что она согласится.
А дальше начинается интересная вещь. Любые герои в процессе любой истории либо развиваются, либо деградируют, либо стоят на месте. И это касается в том числе их характеров, оценочных суждений, эмоциональности и так далее. При этом, как правило, читать интересно о развитии и деградации, а вот герои, которые никак не меняются, кажутся скучными. Но читать о Хелене, которая, как мне показалось, какой была в начале, такой и осталась к концу книги, не растеряв своих принципов и отношения к людям, скучно не было. Хотя, возможно, это связано именно с тем, что я ждала от неё каких-то иных, где-то нелогичных, непросматриваемых сюжетом решений, которых в итоге не происходило.
Барри Саттон — по возрасту они с Хеленой почти ровесники, ну, может, Барри старше её на пару-тройку лет. В начале истории он работает полицейским детективом, и это кажется важным, потому что дальше произойдёт что-то, что он будет расследовать, но нет. Да, расследование в книге есть, и да, Барри им занимается, но оно… оно — это не то, что я ожидала. При этом история, которую мы читаем, по сути своей и есть расследование. Вот только уверена, что в начале истории никто не угадает, что Барри тоже станет учёным-физиком, и вот этот момент мне кажется достаточно нелогичным. Почему? Потому что, как я всегда полагала, физика — это не та наука, в которую можно «зайти с улицы», и у любого, кто ею занимается, должны быть к ней способности. Тем более такая сложная тема, как время, кротовые норы и им подобное. Я, к примеру, до сих пор помню только одну формулу: E=mc2 — да и то потому, что она в рекламе шоколадного батончика использовалась. Автор же ни словом не обмолвился о том, что Барри изначально неплох в физике.
Но вот эта его внезапная смена рода деятельности, как мне кажется, как раз играет на изменение и характера Барри. Когда он умер (да, спойлер, но он оправданный, потому что по содержанию книги легко отследить данный момент), я испугалась, не зная, что и думать — одна Хелена бы не вытянула сюжет до конца — и обрадовалась, когда вернулся. Поначалу он обычный коп с бывшей женой и погибшей дочкой в анамнезе, очень тяжело переживающий всё это (да, и работу в том числе), потом — учёный-физик с любимой женщиной рядом, потом… Здесь у него за счёт возвращений в прошлое такие эмоциональные качели, что просто невозможно не измениться.
Разница между Хелен и Барри с учётом их возвращений в том, что Хелен, что бы ни делала, всё равно идёт к той цели, которую автор показывает в начале книги, а у Барри цели постоянно меняются. И только в конце у них обоих появляется одна общая цель, но вот только у Хелен не хватает времени, чтобы измениться, в отличие от Барри.
Сумбурно получилось, но прошла уже почти неделя, как я книгу закончила, а в голове до сих пор каша из эмоций.
Про саму историю скажу просто: легко читается и проявляется очень кинематографично. По ощущениям похоже на сериал «Грань». Когда пошла искать баннер для обзора, внезапно узнала, что по книге снимают сериал. Надеюсь, они его не испортят. В любом случае, посмотрю обязательно.
Без стекла в истории не обошлось, но оно такое, к которому автор читателя готовит заранее. И к моменту его появления я уже знала, что вот тут оно будет, и это несколько приглушало эмоции с моей стороны, как бы оберегая, не давая окончательно утонуть в происходящем, поместив себя на место главных героев.
Для меня история стала интересной ещё и потому, что я люблю приключения с перемещением во времени. Но есть один минус (хотя, может, я просто не до конца поняла принцип перемещений): всё время, пока герои пытались исправить свой косяк, меня терзала мысль, почему просто нельзя вернуться и не делать то, что сделали?
В любом случае, это книга, которую я куплю в бумаге, если увижу. И советую всем любителям научной (и не только) фантастики. А ещё тем, кто не всегда видит, к чему может привести раздавленная в прошлом бабочка.
P. s. А я ушла читать дальше. Возможно, это будет Лай Ми и его «Профайлер». До встречи!