Описания: нужны или нет?
Что-то у меня сплошные вопросы. Читаю или слушаю книги, и в последнее время (примерно с начала 2000-х) во многих очень много (каламбур, да) описаний и вещей, которые по сюжету либо особо не нужны, либо в принципе не нужны.
Например, описание одежды персонажей, причём не просто «На нём были чёрная футболка, синие джинсы, белые кроссовки», а «На нём были черная футболка с небольшой затяжкой под левым соском, которая появилась, когда он пару месяцев назад лез через розовые кусты сорта «Флеш Найт», пробираясь в особняк, принадлежащий…» — ну в общем, вы поняли. Так вот эта информация о том, что там есть затяжка, что он куда-то лез, что сорт роз был именно такой, а особняк принадлежал именно этому, не нужна, но это всё вписывается в текст.
Или вот читала недавно про профессора-историка, у которого проявился дар чтения прошлого при прикосновении к людям и предметам. Так вот этот профессор постоянно готовил, и рецепты там достаточно подробные, просто бери и беги на кухню. Подавалось это под соусом (да, снова каламбур) того, что он с другом, тоже историком, восстанавливал старинные рецепты. Только вот оно для сюжета каждой книги в отдельности и всей истории в целом не было нужно совсем.
Зачем это пишется? Чтобы набрать количество знаков? Ощущение, что мы вернулись во времена Дюма-старшего, когда платили за каждый знак, и именно поэтому книги авторов того времени такие большие, в то время как сюжета как такового там и немного совсем. Впрочем, наш уважаемый Лев Николаевич «Войну и Мир» тоже писал, если верить тем, кто изучал его дневники (я их не читала, поэтому ручаться не могу, что это правда), с учётом тезиса «чем больше, тем дороже продам».
В общем, малость бесит. Сейчас даже описание ТТХ оружия бесит там, где оно в таких подробностях не требуется. Если я по сюжету должна знать, что герой без проблем поразит мишень на расстоянии в пару километров или что у него в какой-то момент может застрять откидной приклад — да, это надо указать, а если нет, то зачем мне это знать? Нашли СВД, дали её в руки герою, которого после вместе с этой винтовкой взорвали, написали об этом — всё, о том, что у неё скорострельность 30 выстрелов в минуту читателю и знать не надо. Зачем? Просто чтобы показать, что автор такой прошаренный?
Бред!
Это чистое ИМХО, и я никого не хочу обидеть, но достало, честное слово…
P. s. Возможно, поэтому мои истории не получаются такими длинными: я не лью в них воду. У меня сейчас вон Василиса учится накладывать грим. И я учусь вместе с нею, потому что должна знать. Но подробности того, какую марку клея взять, какая фирма делает лучшие палетки и так далее я не пишу. Зачем? Это только перегрузит читателя, которому по большому счёту такая информация не нужна, если он не занимается или не хочет заняться, скажем, косплеем. И то же касается остального. Если я о чём-то пишу подробно, значит оно потребуется в сюжете. Всё. Ничего лишнего.