«Ага, — сказал блондин, — ты та ещё мамзель!» Или поговорим про имена персонажей
Не знаю, как у вас, а у меня при чтении глаз дёргается, когда попадаются сплошные девушки, мужчины, женщины, блондины, брюнетки, рыжие и так далее. Особенно когда у персонажей, которых так называют, есть свои собственные, отличные от указанных, имена. Почему? Будем разбираться.
Здесь нужно помнить, что речь в этой статье идёт о стандартных случаях, потому что бывает и так, что годовалого парнишку называют по имени и отчеству, а руководителя крупной организации по прозвищу.
***
Вот сколько разные преподаватели курсов писательского мастерства и редакторы рассказывают о том, как создавать персонажей, прописывать их характеры и превращать безликие строчки в живых людей… Но я пока не встречала ни одного из них, кто бы рассказал, как правильно этих персонажей обозначать, а ведь это не менее важно. Почему?
Для начала нужно понять, для чего автор вообще даёт персонажам имена.
— Да это же просто! — скажете вы. — Тут же даже знать ничего не нужно и разбираться ни в чём не требуется. У нас у всех есть имена, мы по ним друг друга различаем.
В целом, да, почти верно. Почти. Но есть один нюанс. Помимо имён мы друг друга различаем ещё по внешности. Почему? А вот скажите мне, сколько среди людей полных тёзок? Много? Я всё время вспоминаю случай в университете, когда меня перепутали с девушкой с другого факультета: у нас была разница только в дате рождения и доме и квартире регистрации, а полное имя по паспорту, год рождения и улица регистрации оказались одинаковыми. И это при том, что моя фамилия в нашем городе не самая распространённая.
— Тогда, получается, что надо обязательно называть персонажей по внешним признакам?
Нет. Точнее, не так. Можно и по внешним признакам при условии, что они будут присущи только этому персонажу. И вот отсюда мы переходим к тому, что является важным при обозначении персонажа.
Итак, для чего автор даёт персонажам имена? Для того, чтобы читатель в процессе чтения отличал одно действующее лицо от другого. Просто? Очень. Тогда в чём подвох? Сейчас расскажу.
Пол, возраст, должность, имя…
Начнём с самого простого — с того, что встречается практически везде и почему-то в среде авторов не считается большой проблемой.
Открываем книгу и… Знаете, сложно вытаскивать сюда примеры данной проблемы в виде сканов-картинок, поэтому буду просто «показывать на пальцах». Итак, читаю книгу достаточно популярного писателя и буквально через слово встречаю «девушка», «парень», «юноша», «мужчина», «красотка» и так далее.
Плохо? Не всегда. И никто не запрещает использовать такие обозначения для персонажей, но только в одном случае: если таки образом в тексте будет назван только один персонаж.
— Это как? А если у меня там три девушки? Или двое мужчин?
Представьте себе, что вы уже написали в первой части книги про одну девушку, и читатель привык, что девушка — это именно данный персонаж. И вот, начинается вторая часть, там снова девушка, и читатель считает, что это всё та же, из первой части, а нет. Это другая девушка, и где-то к середине это становится понятно из самого текста. Но ведь читатель до этого момента считал, что читает про первую. Вы что-то поняли? Вот и у читателя так же — возникли когнитивный диссонанс и желание пойти и перечитать то, что уже прочитано про вторую девушку, чтобы обновить информацию об обеих. А потом появляется третья… Каша? Она самая.
Но это ещё не страшно. Теперь представьте ещё одну ситуацию: все три девушки встретились в одном эпизоде. Общаются между собой. И каждая — девушка. Как разобраться, где кто из них троих?
— Нат, ты утрируешь! Такого не бывает!
Бывает. И встречалось мне не раз. И в таком виде, и немного в другой ситуации.
Читаем, к примеру, детектив, в котором есть два следователя или инспектора, или… Не важно, два персонажа с одной должностью или специальностью. И вот, идёт допрос, в котором участвую оба, и автор то одного назовёт инспектором, то другого. Или тот, кого допрашивают, что-то скажет, обратившись к инспектору. А к какому именно? Как читатель должен понять? И возникает эдакий мыслительный затор, потому что картинка не складывается. Чтобы она сложилась, нужно понять, какой из инспекторов сейчас говорит или к кому обращаются, и для этого требуется вернуться по тексту обратно и отследить это по смыслу. То есть добавляется лишнее действие для читателя.
Скажите, будете вы читать книгу, в которой постоянно приходится себя перепроверять? Или возвращаться и перечитывать, чтобы что-то понять? Я один раз вернусь, второй, на третий просто закрою текст и возьму что-то более понятное. Особенно если он был для меня лёгким чтением для отдыха.
— Да не вопрос! Я всё понял! Да своему персонажу столько обозначений, что читатель в любой момент точно будет понимать, что это он — тот, о ком читатель думает.
Оп! А вот и очередная проблема: много обозначений для одного персонажа. Такие вещи ещё называют размножением сущностей. На настоящий момент «мой» рекорд таких сущностей — это семь для одного в трёх подряд идущих абзацах общим объемом в десять предложений. Красота!
Теперь представьте, что каждое из обозначений будет использовано только в одной из частей книги, и между собой они — обозначения — связаны не будут. То есть читателю придётся сразу запомнить, что персонажа зовут: мужчина, хромоножка, Иван, друг Толика, курильщик, парень в кепке, ювелир. Это только один персонаж, а в книге их намного больше, и у каждого такой набор. Да у читателя мозг взорвётся всё это запоминать.
—А что делать? Есть же такая ошибка, как лексические повторы, и постоянно использовать одно имя — это как раз нарушать правила русского языка.
Ну, во-первых, ещё в школе нас всех учили, что имена нужно чередовать с местоимениями. Тут главное — приспособиться и понять, каким образом это делать. Посмотрим, например, на этот фрагмент:
Здесь фамилия персонажа встречается три раза. Много? Вроде да, но с точки зрения стилистики всё отлично, потому что между ними есть местоимения, которые отделяют фамилии друг от друга, не позволяя им стать ошибками.
А есть ещё один вариант, самый интересный, но при этом и самый сложный:
Перед вами пример того, как не описывать последовательно действия персонажа, а рассказывать о происходящем через его окружение. В таком случае использование обозначения персонажа — это очень условная вещь, которая может встретиться всего один раза на абзац — только для того, чтобы показать, о ком именно идёт речь.
— Подожди! У меня в истории два персонажа с одним именем. Что делать в таком случае?
Давайте им дополнительные обозначения к именам. У Сергея Голицина есть книга «Тайна старого Радуля». В неё рассказывается о пионерах, которые помогали одному историку в археологических раскопках. Так вот там есть две девушки по имени Галя. И они часто встречаются вместе — в одних эпизодах. Так вот для них автор придумал два обозначения исходя из их внешности: «Галя кудрявая» и «Галя длиннолицая». И всё. Ничего сложного. Понятное дело, что данные обозначения использовались только в тех эпизодах, где они вместе. В остальных всё написано так, что читатель не путается.
— Вроде всё понятно. А что делать, если я не хочу сразу давать персонажу имя. Сначала хочу что-то с его участием показать, и там буду называть его или человеком, или всё тем же парнем?
Называй, это не ошибка. Не забывай только правило о том, что это единственный «человек» или «парень» на весь текст, и обязательно потом свяжи его с данным ему именем. Его же ты обязательно дашь, я думаю.
— Ладно. А если есть другие парни, которым не нужны имена? Они один раз за весь текст встречаются.
Не придумывай. Назови парнем, но не просто «парнем», а дай ему дополнительное обозначение к этому слову, как в Галями. Например, кудрявый парень, голосистый мужик, прыщавый юнец, мордатая тётка… Всё зависит от твоей фантазии: придумывай, главное, чтобы было видно — это другой, самостоятельный персонаж.Итак, что из этого следует? Когда пишете книгу, у персонажа должно быть конкретное обозначение, по которому читатель точно будет знать, о ком в данный момент идёт речь. И количество обозначений для одного персонажа — максимум два, чтобы не запутать и не загрузить читателя.
Александр, Саня, Сан Саныч…
А сейчас немного о более сложном.
Представьте, что в вашей истории несколько персонажей, которые по сюжету пересекаются друг с другом, и для каждого из них вы расписываете свою линию. Это как раз отличительная черта романов. Так вот, как вы думаете, каждый из этих персонажей будет называть других точно так же, как и остальные? Логично, что нет. Тогда как?
Здесь всё достаточно просто. Допустим, у нас история о трёх парнях и одной девушке. У всех есть имена: Александр Спицын, Игорь Елисеев, Матвей Егоров, Елена Маркина. Все они общаются друг с другом по-разному, соответственно, и называют друг друга по-разному, и это должно отражаться в тексте. Например, они будут называть других:
- Александр — Игорь, Мотя, Маркина;
- Игорь — Сан Саныч, Матвей Иванович, Леночка;
- Матвей — Александр, Елесеев, Егоров, Елена;
- Елена — исключительно по имени и отчеству.
Сложно? Кажется, что да, но вспомните свою собственную жизнь и то, как ваше окружение называет одних и тех же людей.
Однако есть тут ещё один момент: то, как один персонаж называет другого «вслух», то есть в прямой речи, может отличаться от того, как он будет называть его «про себя», то есть в речи авторской. Например:
— Стоп! Но тогда получится, что у каждого персонажа точно будет не два, а намного больше обозначений, и это противоречит тому, о чём ты рассказывала выше о размножении сущностей!
Да, литература — не самая простая штука, и здесь есть столько всего, что запутаться легче лёгкого. Но вот такое разделение обозначений персонажей позволяет читателю точно знать, кто из них в данный момент является фокальным, то есть основным, даже если данный персонаж никак не обозначен. И это же даёт возможность понять, кто о ком сейчас думает или с кем сейчас общается.
А ещё иногда встречаются тексты, где для обозначения персонажа используются только местоимения. Чаще всего это детективы, и так называют преступников, действия которых показывают, но при этом указать на конкретное лицо — это испортить интригу. И в таком случае как раз обозначение других персонажей иначе, чем они будут обозначаться другими, а не преступником — это акцентирование именно на нём, на его поступках, мыслях и так далее. То есть ещё один из приёмов, который завязан как раз том, как отличить одного персонажа тот других.
— Окей, но я же запутаюсь! Их в примере всего четверо, а я уже не помню, кто есть кто.
Ну, во-первых, имена всегда отражают отношения персонажей. Преподаватель вряд ли будет называть ученика по прозвищу, а парень не будет называть лучшего друга, используя имя и отчество. Это нужно помнить и использовать.
А во-вторых, просто рисуем табличку с именами. Если вы пишете, используя планирование, то табличка будет полностью готова перед тем, как вы начнёте книгу. А если пишете спонтанно, без конкретного плана, то рисуем табличку по факту. В процессе написания просто иногда заглядываем в неё, чтобы не путаться, и будет всем хорошо.
***
Надеюсь, я немного смогла вам помочь, и у ваших редакторов от девушек и блондинов глаз дёргаться не будет!