Яичко? А что — яичко?
Как-то раз в качестве примера того, что читатель не экстрасенс, я привела исправленную сказку про курочку Рябу (просто представьте, что вы её первый раз слышите): «Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба. Яичко. Не простое, а золотое…» Здесь сразу видно, что не так: читателю не сказали, что с яичком. Ему просто сказали «яичко». Снесла курочка это яичко, родилась из него, подарили его деду с бабкой на Пасху, разбили и зажарили они его на завтрак… Что с этим яичком случилось? Непонятно. А ведь реально вариантов вагон и маленькая тележка.
Так и с некоторыми историями происходит. Автор пишет что-то и пропускает моменты, которые ему кажутся само собой разумеющимися, потому что он о них знает. Но читатель-то не автор и не телепат, чтобы залезть в голову к автору. И начинаются вопросы: а кто? А почему? А зачем? А как? И так далее.
В такой ситуации ещё куда ни шло, если по смыслу текста понятно, о чём идёт речь, а если нет — как в примере с яичком? Если от варианта зависит, каким образом дальше воспринимать героя? Или в каком ключе — положительном или отрицательном — думать о происходящем? И нигде нет подсказки, что правильно.
Вот поэтому всегда нужны подробности. Это не значит, что следует до мелочей описывать костюмы персонажей, окружающую обстановку, каждый шаг героя и тому подобное. Речь идёт о подробностях, важных для сюжета, понимания происходящего, восприятия истории.
Многие авторы возразят, что подробности не дают читателю думать, а ведь это важно. Читатель должен думать, когда читает. И додумывать.
Соглашусь. Читатель должен думать и додумывать. Но! Для того, чтобы думать и додумывать ему необходима информация.
Просто представьте себе, вас привели на экзамен по… скажем, астронавигации. Вы практически ничего о ней не знаете. Слово слышали, в фильмах видели, книгах читали и примерно представляете, что она нужна для прокладывания маршрутов между космическими объектами. Но не более. А вас заставляют писать формулы, озвучивать термины и законы, рисовать карты с точками передвижения между Осирисом и Вегой. Ну, вы же книги читали и фильмы смотрели, значит, должны знать и уметь. В такой же ситуации оказываются читатели, которых автор заставляет что-то додумывать там, где нет необходимой для этого базы.
Поэтому повторюсь: подробности необходимы всегда. Не бойтесь написать лишнее, бойтесь не написать нужного.