Интонации в тексте (или как не поставить запятую после «что»)

0 0

Предупреждение:
1) Это только мой опыт, я не имею целью чему-то научить, но если кто-то возьмет его за основу — будут только рада.
2) Здесь не идет речи о прямом тексте из диалогов (хотя и он должен подчиняться правилам русского языка), а только о так называемых словах автора.
3) Мне сложно писать примеры – они как-то сами по себе рождаются, но при этом достаточно кривые, поэтому прошу сильно не критиковать.

Для начала простой вопрос: чем человек отличается от робота?

Этот вопрос является основополагающим во многих фантастических произведениях, и ответ практически всегда один: человечностью, то есть эмоциями, которых у бездушной машины нет. А как мы выражаем свои эмоции? Слова, сухие, без каких-либо акцентов, не всегда верно передают нужный смысл, и вот здесь вступают в силу интонации.

Интонация – это то, что позволяет сделать из сплошного монотонного словесного потока наполненную смыслом речь.

Но это хорошо, когда мы говорим, а как быть с текстом?

Тут чуть сложнее, с одной стороны, и проще – с другой. В тексте интонации словам придают знаки препинания. Те самые запятые, тире и многоточия, которыми так пестрят по делу и не по делу истории авторов, имеющих некоторые проблемы с русском языком.

Вернемся к точкам и запятым. В нашем языке эти два знака препинания обозначают той или иной длины паузы в тексте, как раз и придающие ему интонационный смысл. Кроме того, есть еще два знака, которые просты для понимания и в разъяснении порядка их применения, как мне кажется, не нуждаются. Это восклицательный и вопросительный знаки. Хотя, иногда и их не ставят там, где нужно (и это полный кошмар!).

Если посмотреть на мой опыт, то я, прежде чем записать текст, проговариваю его про себя с той интонацией, с которой он должен звучать на бумаге, и ставлю знаки препинания в соответствии с ней, а не только правилами русского языка. Могу заверить, что если следовать интонационному наполнению текста, он практически всегда (процентов на 90 точно) будет соответствовать правилам.

Итак, оговорюсь сразу: я не цитирую правила дословно, потому что изучала их в школе больше 25 лет назад и сейчас уже не вспомню точные формулировки из учебника, а копировать их оттуда не считаю верным — это может любой, смысл данной статьи не в этом.

Начнём.

Самая длинная пауза – многоточие (или троеточие, как его часто называют). Она ставится тогда, как нам говорили, когда текст вроде бы еще не окончен, но пока сказать больше нечего. Как-то так. А теперь проговорите про себя текст, после которого хочется поставить многоточие. Дошли до «того самого» места, сделали паузу и, во время нее, считайте: «Раз, два» — примерно на 2 секунды. Читайте дальше.

Как получилось? Соответствует тому, как оно звучит без бумаги? Да? Тогда смело ставьте. Нет? Тогда зачем оно здесь? Скорее, сюда уместнее поставить что-то другое. Например, обычную точку.

Пример:

Я отдала ему все: свои любовь, дом, жизнь, но он ушел. Просто собрал вещи, хлопнул дверью и покинул мою жизнь навсегда.
Тогда мне показалось, что вокруг меня разом взорвались стекла, зеркала, посуда – всё то, что в нашем доме только могло осыпаться на меня мелким крошевом острых, впивающихся в тело, заставляющих застыть от шока осколков…
Я улыбнулась, вспоминая события пятилетней давности, и посмотрела на того, кто шел ко мне навстречу, неся в руках огромный букет ярко-бордовых роз. Сейчас я встану, улыбнусь, принимая цветы и вдыхая их такой яркий аромат, а потом незаметно буду вытирать слезы и сморкаться в платок, потому что на цветочную пыльцу у меня аллергия.

Точка – предпоследний по длине паузы знак препинания. Ей соответствует счет «раз», я буду называть его «такт». Принцип тот же, что и с многоточием (и со всеми другими «длящимися» знаками препинания): пишем, считаем, пишем, проверяем, как звучит, сравниваем с тем, что было до записывания. Постепенно это будет делаться на автомате, даже перечитывать не придется – все интонации начнут записываться на бумаге как бы сами по себе.

Кстати, вовремя поставленная точка может усилить текст, а невовремя – испортить его.

Пример:

Фонарик уже погас, но он все бежал. В темноту. Срывая дыхание и не думая о том, что грязь под ногами давно превратила когда-то белые кеды во что-то, что потом можно будет только выбросить.
Сзади громыхнуло, и он споткнулся. Просто зацепился носком кеда за непонятную штуку, выступающую из-под земли, и чуть не упал, лишь чудом сохранив равновесие. Чудом. Только так, и никак иначе.

Почти та же длина, что и у точки, у точки с запятой – примерно три четверти такта. Этот знак сложный, и я бы не советовала им пользоваться, если не умеете. С другой стороны, иногда, когда не хочется разрывать предложение, но при этом смысл его дробится на несколько частей, точка с запятой – то, что нужно.

Пример:

Красный закат за окном постепенно переходил в сумерки; тени стали четче, затягивая в себя, не давая оторвать взгляд от наливающейся в них темноты. Я сделал шаг вперед, протянул к одной из них руку, словно мог потрогать то, что так манило, и замер, вглядываясь в ее глубину.

Запятая, тире, двоеточие – это короткие паузы, в полтакта. Но нужно всегда четко понимать, для чего они нужны в данной части текста.

Двоеточие – это просто: слева – общее, справа – частное (совсем как в этом предложении). Так что используем его там, где нам надо в одном предложении дать что-то общее, а потом это общее раскрыть.

Пример:

Всё казалось ему простым как полпенни: сон, будильник, завтрак, работа, ланч с коллегами, снова работа, поход по магазинам, ужин перед телеком, пара часов на серфинг в Интернете, сон. И обед у родителей по выходным. Как у всех.

Тире – знак «терминологии». Если не уверены, стоит ли сюда ставить тире, к тексту сразу после него допишите «это», и посмотрите, что получится. Нормально вышло? Отлично, оставляем тире, «это» можно убрать. Плохо? Не к месту? Значит нужно заменить: скорее всего, на запятую.

Пример:

Он сделал шаг, и ветер тут же подхватил его, даря легкость во всем теле, то, чего раньше так не хватало – ощущение свободы: от себя, собственных мыслей и желаний. Это и была жизнь.

Иногда бывают ситуации, когда тире может подменить двоеточие. Но не всегда, и не стоит этим злоупотреблять. В примере для “тире” как раз та самая ситуация: тире можно заменить двоеточием и наоборот, но тогда теряется второе двоеточие, которое совершенно точно на тире не заменить, а два двоеточия подряд — это перебор не только с точки зрения русского языка.

Запятая – универсальный знак, и, благодаря этой ее универсальности, пихаемый «во все дыры».

Из всех названных запятая еще и самый сложный знак, для которого в русском языке, пожалуй, имеется самое большое количество правил. Лично я знаю от силы штук пять. Всего. С другой стороны, если я знаю, в каких местах ставится точка и многоточие, куда воткнуть тире или двоеточие, то мне не составит труда в другие места расставить запятые, потому что в разговоре места, где должны быть эти знаки, всегда выделяются паузами.

Делать здесь пример не считаю нужным, так как весь этот текст пестрит запятыми. Скажу одно: не всегда запятые нужны или должны отсутствовать там, где предписывают правила, так как из правил тоже есть исключения, которые не всегда изучают на школьных уроках русского языка.

И ещё, рассматривая расстановку знаков препинания нельзя не упомянуть то, что называю «авторское видение». Это когда автор ставит знаки препинания там, где ему в голову придёт, и не всегда это плохо. Главное — не переборщить с этим авторским видением, а то иногда видеть можно, а вот читать — это вряд ли.

Ну и разбивка на абзацы тоже важна для интонационной составляющей. Каждый абзац — отдельная мысль. При этом не стоит бояться, если он будет состоять из одного предложения или десяти, хотя стандартно считается, что абзац — это три или четыре предложения.

Для примера длины абзацев могу предложить открыть Войну и Мир и посмотреть, какого размера абзацы в ней (я лично просто погибаю, когда пытаюсь их читать). Поэтому делите. Но не увлекайтесь: каждый абзац одного текста размером в одно предложение, если это не обосновано смыслом, тоже плохо.

А в целом, главное: когда пишите — не теряйте смысл того, что получается, и всё будет хорошо!

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *