Убеждения? Дайте два!
Я — перфекционист. Только очень странный. Моё задротство в плане идеала касается только работы, причем зачастую не моей, а окружающих. У меня может быть бардак, но вокруг обязательно должен быть порядок. Просто я считаю, что если вокруг порядок, то и мне проще.
Так вот к чему это я? У каждого из нас есть свои убеждения. Сижу сейчас, считаю свои и не могу сосчитать. Проблема в том, что есть убеждения, которые я уже переломила, избавившись от них, а есть те, которые до сих пор со мною, и я не уверена, насколько они мне не нужны.
Вот, к примеру, я считаю, что в работе должен быть порядок. Бардак в работе — это плохо. Откуда это взялось? Наверное, с самого первого моего места работы.
Было мне семнадцать лет, я только закончила техникум и поступила в институт, на работу приходила всего на полдня и что делать еще толком не понимала. Вот и был у меня бардак. Реальный бардак, если вспомнить: приказы недоделаны, карточки недописаны, заявления недособраны и так далее. Вот и шпыняли меня постоянно за то, что у меня вечно чего-то где-то не хватает, а оно срочно требуется.
Сейчас меня чуть ли не трясет, когда я вижу, что что-то не так, как должно быть. С другой стороны, если это не прописано в нормативных документах, то «должно» оно именно с моей точки зрения, а для другого специалиста это «должно» может выглядеть совершенно иначе. И я вроде бы понимаю головой этот тезис, но что-то мешает мне его принять. Убеждение? Да. Именно оно.
И в этом убеждении прозвучало еще одно: всё, что написано в нормативных документах, читай — законах, должно исполняться чётко и неукоснительно так, как в них написано. И если бы вы только знали (впрочем, многие знают), как я бьюсь за это моё убеждение. Зачастую — это абсолютно бесполезно, но как я себя ощущаю, когда то, что я доказываю, не оказывается правильным, а те, кто был против меня, садятся в лужу. Это такой кайф! И я знаю, откуда оно — это убеждение: из школы. Наш преподаватель по правоведению и, по совместительству — директор школы и учитель истории, всегда учил нас, несмышленышей, что всё должно быть по закону. Он всегда настолько интересно рассказывал, что слова его оседали не только в голове, но и в сердце.
Только вот бывают моменты, когда закон противоречит здравому смыслу, и тогда то, как он работает, даже если его исполняют неукоснительно, не приносит удовольствия. И что тогда? Тогда убеждение о правильности исполнения всех законов получается неправильным, так? Но ведь это абсурд! Или нет?
Вот тут проявляется новое убеждение: во всем нужно соблюдать здравый смысл. Если в детском саду питание для детей такое, что им собаку дворовую накормить стыдно, но оно закупалось в соответствии с законом, разве это правильно? Разве дети должны питаться так, чтобы уже в таком возрасте у них уже был целый букет заболеваний желудочно-кишечного тракта? Ну, это к примеру. Их вообще миллион можно написать, дело не в этом. Дело в том, что не всегда закон равен здравому смыслу, но всегда ли здравый смысл соответствует тому, что творится вокруг нас? Или наоборот, то, что творится вокруг нас, соответствует здравому смыслу? Это уже своё собственное убеждение или же оно навязано окружением, которое учит не просто видеть окружающее, как оно есть, но и анализировать его, думать и принимать какие-то решения.
А что, если принятое решение не соответствует здравому смыслу? Что, если по здравому размышлению мне нужно сидеть на работе и не дергаться, ведь зарплата хорошая, место неплохое и вообще — идти-то некуда? Но сердце тянет куда-то в другое место, и я иду туда, где меньше заработаю, но мне будет спокойно на душе? Куда в данном случае девается убеждение о здравом смысле?
Какой-то бесконечный путь от одного убеждения к другому получается, обратили внимание?
Когда-то в нашем октябрятско-пионерском детстве в нас вдалбливали мысль о том, что нужно терпеть, нельзя говорить о своих слабостях, болях. Нам рассказывали о пионерах-героях, которые терпели, когда их пытали фашисты, и мы все хотели быть как они. Мы терпели, молча снося обиды и боль, мы не рассказывали о наших проблемах, и всем казалось, что всё так и должно быть. Это было наше общее убеждение. И как же сложно было от него избавляться, скольких нервов стоило научиться говорить о себе и своих чувствах. Сейчас иногда это выливается в небольшой перебор, и Женька приходит ко мне, как Карлсон из мультика со словами: «Не реви!», — и я, как Малыш, отвечаю сквозь слезы: «Не реву!». Но насколько было бы проще, если бы нас не учили терпеть?
Убеждения — это сложная вещь, которая важна для развития человека. Без убеждений человек — это серая масса, из которой можно слепить кого угодно. Но и убеждения нельзя принимать как единственную истину, аксиому. Убеждение — это всего лишь одна точка зрения, одна сторона окружающей нас действительности, которая легко может измениться, стоит только повернуться в другом направлении. И очень жаль, что большинству из нас такой поворот даётся очень сложно.
Upd. Вопрос к размышлению: а сколько убеждений вкладывают в головы маленьких детей детские книжки? Взять, к примеру, сказку Бориса Заходера «Мишка-Топтыжка»? И она — одна из самых безобидных.