Десять ошибок начинающих авторов. Плюс одна, касающаяся всех, кто пишет
Каждый знает, что невозможно заниматься чем-то серьёзно и не делать ошибок. Касается это и авторов — как начинающих, так и давно пишущих. Но есть ошибки, которые встречаются в основном у тех, кто только делает свои первые шаги в данном направлении.
Ошибка № 1. Отсутствие другого дохода
Почему-то многие молодые авторы считают, что, начав писать, сразу же смогут зарабатывать этим себе на жизнь. Мнение не просто спорное, а откровенно ошибочное. Откуда оно взялось? Из озвученных публично гонораров. Только вот молодые авторы, как правило, забывают несколько моментов.
Первый: большие гонорары получают те, кто пишет тексты уже очень давно. Когда эти авторы начинали, практически все они имели основную работу, не связанную с писательством, на которой зарабатывали деньги для того, чтобы жить.
Второй: популярные хорошо зарабатывающие на своих произведениях молодые писатели вкладывают немалые средства в свою раскрутку. Средства эти могут быть как финансовыми, так и социальными, но они всегда есть. И простой студент из Малого Урюпинска вряд ли сможет догнать их по популярности, не имея солидного денежного счёта или раскрученного блога.
Если вы только начинаете писать и ваше имя не входит в число тех, которые красуются на обложках книг с надписью «Бестселлер», не стоит бросать другую работу. Сначала добейтесь того, чтобы ваши гонорары хотя бы сравнялись с вашей же заработной платой, а потом уже принимайте решение об увольнении.
Ошибка № 2. Вера в себя
Я бы даже сказала, самоуверенность. Ошибка, из-за которой молодые авторы считают, что как только они начнут писать, на них сразу свалится популярность, их почтовые ящики станут ломиться от предложений издательств и рекламодателей, а армия читателей вырастет в геометрической прогрессии. Иногда такое бывает, но редко. Один на миллион. Авторов.
Вера в себя — это хорошо, но не стоит забывать и о терпении. Вспомните историю Джоан Роулинг и «Гарри Поттера» и научитесь ждать. И работать.
Ошибка № 3. Неверие в себя
Находится примерно на том же уровне, что и вера в себя. Но здесь всё с точностью до наоборот. Как бы хорошо не писал молодой автор, он боится, что этого недостаточно, нужно ещё лучше, ещё интереснее. Тексты его отправляются в стол или показываются только самым близким. И даже если последние пытаются говорить, что всё отлично, у молодого автора вертится одна мысль: «Они просто меня любят и поэтому хвалят».
Как бы вы ни писали, нужно всегда иметь в виду одну простую истину: на любой текст найдётся свой читатель. Конечно, самоуверенность — не лучший вариант, но и загонять себя в угол из-за неверия в себя тоже не стоит. Просто пишите, публикуйтесь в открытых источниках, и однажды у вас появится своя толпа поклонников.
Ошибка № 4. Попытки писать красиво
Иногда я открываю тексты молодых авторов и хватаюсь за голову. Внимание, сейчас будет кусочек из реального текста (надеюсь, автор меня простит) — первое предложение, с которого всё начинается: «Тихим туманным утром в сторону небольшой уединённой деревеньки, которую, вероятно, не отыскать ни на одной и существующих карт, по узкой прямой тропинке, пролегающей сквозь живописную бамбуковую рощу, коих разбросано по окрестностям провинции Сычуань превеликое множество, медленно шёл невысокий, но весьма привлекательный юноша в одеянии золотисто-жёлтого цвета». Красиво? Ну… Вроде да, но есть одно «но»: всего должно быть в меру. И «красоты» тоже.
Теперь представьте себе, что весь текст такой. На сколько хватит читателя, не считающего себя «эстетом» (да, именно так — в кавычках), при чтении подобного? Одна страница? Две? Три? Мне кажется, что и половина первой будет перебором. А всё из-за того, что молодые авторы часто считают, что чем больше они используют в тексте стилистических приёмов, призванных его украсить, тем лучше.
Нет. Как я уже сказала, всего должно быть в меру. И если на аккуратном чистом женском лице чуть выделенные тушью ресницы — это красиво, то огромный слой тонального крема, румян, помады, туши и теней — это уже страшно. Помните об этом и не злоупотребляйте.
Ошибка № 5. Попытки писать смешно
Эта ошибка перекликается с предыдущей, только в основе не «красота», а юмор. Нередко встречаются моменты, когда молодые авторы вставляют в свои тексты переделанные анекдоты, реплики известных стендаперов и юмористов или просто пишут что-то от себя, пытаясь насмешить читателя. Только вот в чём загвоздка: юмор вещь достаточно тонкая и не всегда всем понятная, поэтому пользоваться им нужно с умом и тогда, когда это уместно.
Хотите писать так, чтобы читатель смеялся? Не делайте это специально. Просто пишите, если ситуация окажется смешной, то юмор в тексте обязательно проявится. А натянутые фразы читатель всегда опознает и точно на них не улыбнётся.
Ошибка № 6. Заигрывание с читателем
Этот приём появился тогда, когда авторам платили за объем написанного ими текста. Как правило, он считался построчно, и вставки вроде «А теперь, мой дорогой читатель…» служили именно для того, чтобы увеличить количество строк и получить гонорар побольше.
Молодые авторы, не зная данную особенность, полагают, что если писатели, в наше время считающиеся классиками литературы, делали именно так, то это правильно и хорошо. Нет, не всегда то, что работало век назад, работает сейчас. Чаще это только раздражает, потому что срабатывает как спойлер, а спойлеры не любит никто.
Ошибка № 7. Попытка писать для всех
Все люди разные, и всем нравится разное. Кто-то любит длинные пространные описания и тащится от толстовского дуба, а кто-то предпочитает диалоги и обожает «Очередь» Сорокина. Попытка молодых авторов писать для всех, что называется «и нашим, и вашим», превращает их тексты во что-то среднее, а такая стратегия, как правило, не приводит к успеху. Среднее всегда остаётся средним.
Выберите себе одну целевую аудиторию, а ещё лучше — одного человека, и пишите для него. Поверьте, и вам легче, потому что не нужно запоминать и следовать интересам всех вокруг, и читателю, который найдёт в вашем текст именно то, что ему нравится, и станет вашим преданным фанатом.
Ошибка № 8. Ожидание вдохновения
Это то, о чём говорят сейчас везде: вдохновение очень переоценено. Во всех книгах его всего один процент, а девяносто девять процентов — это упорство и труд автора. И я с этим согласна полностью.
Скажу от себя: даже если нет этого самого вдохновения, садитесь и пишите. Оно придет в процессе, а просто так ждать — это тратить время впустую.
Ошибка № 9. Писать через силу
Здесь может показаться, что если перед этим я написала, что нужно писать, не дожидаясь вдохновения, то нужно писать через силу. Нет. Не хотите — никто не заставляет.
Молодые авторы часто в самом начале решают, что будут либо обязательно писать ежедневно, либо писать определённое количество текста за раз, либо обязательно писать по конкретной теме, либо… Таких «либо» очень много, но проблема в них одна: как правило, они не подкреплены конкретикой и необходимым объемом того, о чём писать. Рано или поздно заканчиваются идеи и начинаются попытки выдавить из себя хоть что-то, чтобы не нарушить установленное для себя правило. А такое «выдавливание» часто приводит не только к отсутствию интересных текстов, но и к возможной потере интереса к писательству в целом.
Никогда не устанавливайте себе правила, а если установили — не бойтесь их нарушать. Конечно, если это ваши личные правила, а не требования заказчика, редактора, издательства и так далее. Там уже работают другие принципы.
Ошибка № 10. Публиковаться за свой счёт
Этот пункт также относят к ошибкам молодых авторов, и я с ним согласна. Часто цель молодого автора — увидеть свою книгу в напечатанном виде. Он пишет, находит типографию, печатает, получает готовые экземпляры и… всё. Ведь цель достигнута — вон, стоит на полке, да и у каждого в семье и у всех друзей и знакомых есть по экземпляру.
И в чём тогда смысл? Ведь автор — это тот, кто рассказывает миру свои истории, пусть и не всегда регулярно. Можно возразить, что есть те, кто написали всего одну книгу, и о них знают. Да, есть. Но откуда мы о них знаем? Оттуда, что их книгу напечатало издательство (и часто не одно), благодаря ему она распространилась не в узком кругу родных и близких, а среди огромного количества читателей, однажды зашедших в книжный магазин.
Не буду спорить о том, что сейчас многие платформы позволяют продавать свои книги в печатных экземплярах. Задам только один вопрос: а соседка вашей бабушки знает об этих платформах? Нет? Зато я уверена, что она точно знает, где находится ближайший книжный магазин. Вот и весь ответ.
Печатайтесь так, как вам удобно, но всегда помните, что самый широкий охват для ваших книг дадут только издательства.
Ошибка № 0. Пренебрежение услугами редакторов и корректоров
— У меня в школе была пятёрка по русскому языку, мне не нужен редактор!
— У меня есть интернет и подписка на проверочную программку!
— А у меня текстовый редактор сам всё сразу проверяет!
Такие реплики часто звучат в чатах молодых авторов, и это удручает, потому что даже сто баллов, на которые сдано ЕГЭ по русскому языку или литературе, не гарантирует отсутствие ошибок в тексте.
Но об этом мы поговорим в другой раз.